Фрагмент для ознакомления
2
. Дайте определения понятиям
Мышление - это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Активность мышления проявляется в том, что человек делает теоретические обобщения, образует понятия и суждения, строит умозаключения и гипотезы. Опираясь на предыдущие знания, человек получает возможность предвидения, создания планов развития различных отраслей народного хозяй¬ства, науки, просвещения и т. д. Именно мышление отличает человека от животных. В отличие от чувств и ощущений, мышление осуществляется сознательно. Мышление изучают логика, психология, кибернетика, педагогика и другие науки.
Логика - термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Логика – это совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность. Кроме того, логика это наука о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Умозаключение - форма мышления (наряду с понятием и суждением), в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них. Опосредованно, с помощью многообразных видов умо¬заключений, человек может получать новые знания. Построить умо¬заключение можно при наличии одного или нескольких истинных суждений (называемых посылками), поставленных во взаимную связь.
Логическое мышление – мышление, подчиненное правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, более глубокой. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Логичность мысли, при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена познавательная сила логического мышления. Логические мыслительные операции состоят из: сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации, анализа, синтеза.
Аргументация (от лат. argumentatio - приведение аргументов) - приведение доводов, аргументов с намерением изменить убеждения другой стороны (аудитории, собеседника и т.п.). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию, на здравый смысл и т.п.
Аналитическое мышление - способность выделять в анализируемом объекте существенные для него детали, находить его скрытые причинно-следственные связи; проявлять практический интеллект, логически рассуждать, исследовать объект, ситуацию посредством разбиения ее на более мелкие части, или отслеживания предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.
Аналитическая способность предполагает умение видеть и понимать мелочи, обращать внимание на мельчайшие детали, выделять те из них, которые остаются незамеченными для поверхностного взгляда, но для данного дела имеют существенное значение.
И. Кант резко противопоставил аналитическое и синтетическое мышление. Аналитическое мышление, по мнению философа, сводится к экспликации того содержания, которое уже имеется в понятиях, но явным образом не выражено. Такого рода мышление не порождает нового знания. Плодотворное мышление, создающее знание, может быть лишь синтетическим. Логический позитивизм как современная разновидность эмпиризма тоже строго различает аналитическое и синтетическое мышление. Однако с точки зрения этой концепции априорное и аналитическое мышление совпадают. Логика и математика как дедуктивные априорные дисциплины не являются знанием, а некоей особой разновидностью языка.
Научное мышление - это процесс абстрактно-теоретического отражения действительности, обобщения и построения научного знания путем целесообразного оперирования принятыми формами научного мышления - понятиями, фактами, проблемами, идеями, гипотезами, законами и теориями. Научное мышление представляет собой наиболее совер¬шенный и тонкий вид познавательной деятельности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.
Научный стиль мышления – это система наиболее общих познавательных установок, направляющих познавательный процесс в соответствии с определенным способом репрезентации исследуемой реальности. Научный стиль мышления предполагает использование различных эмпирических и теоретических методов, которые применяются на данном этапе развития науки. Научный стиль мышления отличают от обыденного следующие особенности: объективность, осознанность, системность, ориентация на будущее (возможно исследование объектов, предметов и явлений, которые будут важны в будущем), обоснованность (целью вех гипотез является стать доказанными и обоснованными).
Рефлексивное мышление - способность анализировать собственные мыслительные процессы. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда человек всматривается в глубины своей внутренней духовной жизни.